Исследователям Московского института общей и неорганической химии им. Курнакова и Ивановского института химии растворов им. Крестова удалось получить новые, более стабильные и эффективные, типы электрорегулируемых реологических жидкостей (ЭРЖ), заменив наиболее часто используемый в качестве наполнителя наноразмерный диоксид титана на диоксид церия.
Электрореологический метод был запатентован 70 лет назад американцем Уиллисом Уинслоу. Суть его открытия в том, что вязкость диэлектрической жидкости (от текучего состояния в вязкопластическое) пропорционально зависит от напряженности электрического поля. Он первым смог найти практическое применение переводу электрических импульсов в механическую силу. Впоследствии ученым удалось установить, что на величину эффекта в первую очередь оказывают влияние типы материала-наполнителя и разнообразные добавки-модификаторы. Сейчас в качестве компонентов ЭРЖ используются высокоэффективные наноматериалы, например, оксалатотитанил бария или диоксид титана.
Химики из Москвы и Иванова, проводившие эксперименты в рамках гранта Российского научного фонда, решили попробовать в качестве наполнителя для электроуправляемой реологической жидкости — диоксид церия. Это материал, нашедший широкое применение в составе различных катализаторов и полирующих смесей, а главное — сравнительно недорогой. Результат превзошел все ожидания. Синтезированные суспензии (60 масс.%) превосходили по стабильности ЭРЖ на основе диоксида титана с добавками ПАВ в 3-4 раза, а по сравнению с ЭРЖ, где в качестве наполнителя выступал немодифицированный диоксид титана, — почти в 40 раз.
«Умные жидкости» на основе наночастиц диоксида церия благодаря своим характеристикам, по мнению ученых, могут быть востребованы во многих областях промышленности — в ракетостроении, оружейном производстве, автомобилестроении, робототехнике, при механической обработке сверхпрочных материалов (например, алмазов) и т.д.
Сланцевский завод пружин (г. Санкт-Петербург), официальный производитель пружин и комплектующих для большинства крупных европейских автоконцернов, активно работает над совершенствованием качества продукции и рационализацией организации производства. В компании внедрена японская концепция бережного производства. Контроль качества продукции соответствует Международному отраслевому стандарту ISO/TS 16949:2002.